В новом отчёте ассоциации на базе ООН под названием Better Than Cash Alliance представлены десять конкретных шагов, которые правительственные учреждения и частные компании могут предпринять для полного отказа от экономики с доминированием наличных средств и перехода к цифровым расчётам.
Обнародование нового отчёта совпало с публикацией прогнозов Глобального института McKinsey (McKinsey Global Institute), согласно которым к 2025 году цифровая финансовая система может привести к росту годового показателя ВВП на 3,7 трлн. долл. США, создать 95 млн. новых рабочих мест во всех секторах экономики и обеспечить экономию 110 млрд. долл. США в год на утечках в развивающихся странах.
Имеется огромное количество данных, доказывающих преимущества перехода от наличных к цифровым расчётам, однако внедрение таких систем часто оказывается непосильной задачей для самостоятельно выполнения правительствами различных стран. Частично такая сложность обусловлена тем фактом, что успешное создание экономики с широко доступными цифровыми платежами требует совместного подхода и готовности многочисленных игроков публичного и частного секторов к активному сотрудничеству.
В ходе исследования специалисты Better Than Cash Alliance изучили данные о 25 странах, включая Индию, Нигерию, Танзанию, Гану, Бразилию, Мексику и т.д. Им удалось выявить десять «ускорителей» или действий, которые стабильно оказывали мощное воздействие на ускоренное создание экономики с широкой доступностью цифровых расчётов.
«Результаты проведённого Глобальным институтом McKinsey исследования в сфере массовой доступности цифровых финансов должны вдохновить руководство развивающихся стран на быстрые действия по созданию экономических систем, предполагающих широкое распространение цифровых платежей, — отметила д-р Рут Гудвин-Грён (Ruth Goodwin-Groen), управляющий директор Better Than Cash Alliance. — Мы также сегодня обнародовали итоги собственного исследования, демонстрирующего, как именно правительства и частные предприятия могут осуществить быстрый отказ от наличных расчётов. Создание цифровой экономики требует значительных усилий, но, как показывают новые данные, это вполне достижимо и непременно приведёт к инклюзивному росту, помогая людям самостоятельно выбраться из нищеты».
Представленные в отчёте сведения также демонстрируют растущую важность перехода к цифровым платежам. Данные, собранные в ходе исследования, предоставляют наглядные доказательства преимуществ цифровых расчётов. В частности: Индия ежегодно экономит 2 млрд. долл. США благодаря переводу топливных субсидий в цифровой формат и сокращению утечек платежей. В Танзании цифровая трансформация процесса портовых платежей коммерческих предприятий в пользу правительственных органов позволила сократить ежегодные потери прибыли на 175 млн. долл. США и потенциально способна повысить ВВП страны на 1,8 млрд. долл. США. Бразилия сэкономила свыше 30 процентов операционных издержек при осуществлении социальных выплат населению страны. В результате установки 20 000 POS-терминалов Мексике удалось достичь 17-процентного роста объёмов таких транзакций за период 2014-2015 гг.
Анализ собранных данных позволил определить 10 мер, с помощью которых руководство других стран сможет ускорить реализацию собственных инициатив по экономии денежных средств, повысить налоговые поступления и предоставить своим гражданам дополнительные возможности по повышению уровня своей жизни.
В число таких10 ускорителей входят следующие. Продвижение создания инфраструктуры приёма цифровых платежей в торговых и сервисных предприятияхмикро-, малого и среднего бизнеса для расширения использования таких средств оплаты как обычными потребителями, так и крупными плательщиками. Использование существующих сетей или платформ для предоставления продуктов и сервисов цифровых платежей с целью ускоренного и рентабельного расширения спектра подобных услуг. Создание коллективной цифровой инфраструктуры для участников экономики для устранения барьеров на пути к выходу на рынок и стимулирования создания инноваций предприятиями правительственного и частного секторов. Обеспечение функциональной совместимости с целью устранения барьеров, ограничивающих возможности осуществления цифровых транзакций одной платёжной платформой, для дальнейшего расширения сферы приёма цифровых платежей. Создание уникальной программы идентификации, доступной для представителей как публичного, так и частного секторов с целью верификации личности плательщика, что позволит стимулировать распространение цифровых платежей и ускорить процесс финансовой инклюзии. Стандарты защиты потребителей необходимы для обеспечения адекватного уровня конфиденциальности, безопасности и контроля данных. Цифровое преобразование повседневных платёжных процессов, часто используемых плательщиками для осуществления транзакций, позволяет повысить удобство оплаты в цифровом режиме и нарастить объёмы цифровых платёжных операций. Цифровая трансформация правительственных платежей с целью развития экосистемы цифровых расчётов путём сокращения операционных издержек и расширения доступа гражданского населения к таким платежам. Оцифровка государственной платёжной документации для повышения удобства цифровых платежей для частных лиц и бизнеса, что в конечном итоге позволяет сократить утечки и повысить прибыли. Сотрудничество с частным сектором играет в данном вопросе ключевую роль. Разработка нормативно-правовой базы, ориентированной на стимулирование создания инноваций и ответственной практики путём анализа пробелов и барьеров в существующем законодательстве и с привлечением всех заинтересованных лиц. Внедрение политики, поощряющей и повышающей удобство цифровых платежей с целью ускорения и расширения доступа к подобным платёжным средствам.
Понимание и осознание этих ускорителей поможет правительствам разрабатывать индивидуальные подходы к наилучшему применению своих знаний об особенностях конкретных рынков. Отчёт сопровождается пакетом инструментов, оказывающих директивным органам и основным заинтересованным лицам практическую и конкретную помощь в разработке таких программ.