Новороссийский порт засудил своего капитана за «любовь» к «Пенелопе»

 


Арбитражный суд города Москвы 16 июля удовлетворил иск ПАО «Новороссийский морской торговый порт» («НМТП» ) к министерству транспорта РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) и капитану порта Новороссийск Евгению Тузинкевичу в части признания незаконными их действий/бездействия в январе-феврале 2018 года. В части требования о привлечении капитана порта к дисциплинарной ответственности суд отказал. Это прецедентное решение означает, что государственные чиновники имеют право и далее безнаказанно наносить ущерб субъектам бизнеса.

История вопроса такова. 31 января в НМТП вошел танкер «Пенелопа», принадлежащий ООО «Прайм Шиппинг» (47,5% компании принадлежит «Роснефти»). Администрация порта отказалась принимать танкер под загрузку, так как у представителей судовладельцев в порту отсутствовали надлежаще оформленных документов на груз.

Собственник поднял на ноги руководство Росморречфлота и Минтранса. Несмотря на все действия, в 10-х числах февраля по приказу капитана порта Евгения Тузинкевича «Пенелопа» была пришвартована к причалу № 27. Тузинкевич не имел права отдавать такой приказ, так как согласно п.16. 3) «Положения о капитане морского порта» он лишь «осуществляет утверждение графика движения и расстановки судов в морском порту». Сам график составляет администрация порта, назначенная его акционерами.

Тузинкевич принял решение, что пока не будет загружена «Пенелопа», никакие другие танкеры в порту не загружались.Капитан порта очевидно нарушил, говорится в судебном иске, «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», федеральный закон «О морских портах», «Положением о капитане морского порта».

В результате действий Тузинкевича была парализована работа порта и обеспечивающей транспортной инфраструктуры. Заполнились все резервуары порта. На подъездных путях скопились 2,4 тыс. цистерн, из-за чего РЖД приостановила отправку вагонов с нефтепродуктами к порту. С начала февраля до начала марта (когда «Пенелопа» покинула порт) на рейде порта простаивало четыре танкера, еще два ушли в другие порты.

Цифры убытков истцы не озвучили, об их размере можно судить по ставкам аренды. Аренда одной цистерны обходится примерно в 700 руб. в сутки. При месячном простое 2,4 тыс. цистерн убыток мог составить более 50 млн рублей. Аренда танкера обходится не менее $20 тыс. в сутки. При месячном простое четырех танкеров это $2,4 млн, или порядка 150 млн руб.

Капитан порта, по сути, правительственный чиновник, в чьи обязанности входят обеспечение безопасности порта и соблюдение законов РФ. Он не имеет полномочий вмешиваться в хозяйственную деятельность собственников порта. Однако Тузинкевич фактически вмешался в процесс работы коммерческих агентов порта в интересах одной компании («Роснефти), причем его требования были незаконны, что подтвердил суд. Однако ущерб от действия Тузинкевича остался без компенсации, суд отказался удовлетворять требование НМТП о привлечении капитана порта к дисциплинарной ответственности.Арбитраж посчитал, что достаточно будет обязать Минтранс в 30-дневный срок принять меры к устранению нарушений.