Эксперты ЛАНИТ рассказали, как Low-Code помогает бизнесу

В последние годы одной из самых обсуждаемых тем и главных тенденций в IT-отрасли стал рост востребованности Low-Code. Это подход, дающий возможность создавать решения, не требующие в процессе настройки и модификации написания программного кода. Согласно прогнозам Research and Markets, за 2020-2030 годы рынок Low/No-Code увеличится с $10,3 млрд до $187 млрд при среднегодовом темпе роста 31,1%.

IDC прогнозирует, что к 2026 году более 40% организаций перейдут к использованию платформ и инструментов Low-Code в процессе создания интеллектуальных пользовательских приложений, затратив на 33% меньше усилий, необходимых на их развертывание. По оценке Gartner: к 2024 году более 65% разрабатываемых приложений будет построено с помощью инструментов Low-Code.

Причиной стремительного увеличения востребованности подхода стала пандемия и самоизоляция сотрудников, вследствие чего появилась необходимость в срочной разработке новых приложений для ведения проектов, выполнения заказов и взаимодействия с клиентами.

Кроме того, по мнению директора по продвижению продуктовых решений Goodt (ГК ЛАНИТ) Ивана Лихачева, причиной скачка популярности Low-Сode стали масштабная цифровизация и автоматизация бизнес-процессов.

Современные технологические вызовы, связанные с усложнением разработки корпоративных систем, стимулировали появление Low-Code, ставшего важным инструментом, за счет которого команды архитекторов и аналитиков смогли более эффективно понимать и решать задачи заказчика, добавляет Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки НОРБИТ (входит в ГК ЛАНИТ).

Также на востребованность Low-Сode повлиял уход в 2022 году из России крупных иностранных IT-компаний, поставляющих платформы для создания вспомогательных приложений. Во многом благодаря использованию Low-Сode, несмотря на исчезновение зарубежных решений, отечественные компании  смогли продолжить свою работу.

Кроме того, высокие темпы цифровизации увеличили спрос на сотрудников, создающих информационные системы, а также сформировали потребность в быстром обучении новых программистов. “Простой вход в разработку через Low-Сode дает определенный импульс в найме, но при этом требует принципиально другого методологического подхода в развитии персонала”, ― отмечает директор по платформе ТУРБО Х “Консист Бизнес Групп” (ГК ЛАНИТ) Сергей Бобрецов.

Рассказывая об особенностях Low-Сode, Иван Лихачев подчеркнул, что технология предполагает создание какого-либо решения или процесса из готовых блоков, но при этом дает возможность внести дополнения, дописать скрипт или добавить ячейку для более глубокой кастомизации.

Ключевым преимуществом метода эксперты называют “гибкость” и сокращение временного промежутка от начала разработки идеи до ее конечной реализации и вывода на рынок. Александр Наймарк рассказывает, что программные решения, в основе которых лежит принцип Low-Code, позволяют заказчику корректировать гипотезы, способы решения или оптимизировать бизнес-процессы в компании.

“Гибкость – ключевой момент: то, что разрабатывается сегодня, не высекается в камне. Постоянно требуются уточнения, модернизация – у бизнеса появляются новые идеи. В таких условиях у Low-Сode очевидные преимущества: он позволяет переконструировать и заново собрать любой процесс”, — продолжает тему Иван Лихачев.

Как объясняют специалисты, подход обладает целым рядом плюсов. Среди них  – быстрая окупаемость затрат за счет более гибкого изменения алгоритмов через Low-Code по сравнению с кодированием, а также высокая скорость обучения и ограниченный набор необходимых знаний для решения задач.

Александр Наймарк уверен, что конкурентоспособность современных корпоративных программных продуктов напрямую зависит от возможности их конфигурирования без привлечения разработчика. Low-Code может быть использован в торговле, производстве, строительстве, государственном и муниципальном управлении, а также для организации производства инновационных изделий, которое не укладывается в общую цепочку процессов, отмечает Сергей Бобрецов.

Иван Лихачев утверждает, что Low-Code будет наиболее популярен в тех областях бизнеса, где ярко выражена потребность в автоматизации и цифровизации: банки и страховые компании, розничный бизнес, включая онлайн и маркетплейсы, телеком и связь, транспорт, органы государственной власти, крупные производственные холдинги.

Еще одним существенным плюсом Low-Code является то, что он позволяет решить большинство функциональных задач корпоративного уровня, в частности, создание систем класса ERP. Сергей Бобрецов обращает внимание на то, что платформы способны поддерживать самые нагруженные бизнес-процессы: торговые операции, логистику и производство с его большим разнообразием функций и огромными потоками информации.

Оценивая перспективы развития Low-Code, участники рынка проводят аналогию с облачными решениями: вначале менеджеры по IT не были готовы доверить кому-то управление инфраструктурой и приложениями, но впоследствии все оценили преимущества и перестроились. Сейчас рынок облачных технологий в РФ оценивается в сотни миллиардов рублей: в мае Statista прогнозировала, что к 2024 году объем данного рынка достигнет почти 213 млрд руб.

“Потребуется определенное время для смены привычек и адаптации. Рынок будет развиваться, появится больше провайдеров подобных решений, а также специалистов. Low-Code вполне способен изменить правила игры для многих организаций”, ― резюмирует Иван Лихачев.