Эксперт компании “ЛАНИТ-Интеграция” рассказал о преимуществах систем ИТ-мониторинга для бизнеса

За последнее десятилетие сформировался устойчивый тренд на внедрение интеллектуальных платформ, в развитии которых важную роль сыграло появление технологий искусственного интеллекта.  Деятельность компании “ЛАНИТ-Интеграция” (группа ЛАНИТ) в области интеллектуальных платформ происходит по трем направлениям: мониторинг ИТ, управление корпоративными услугами, промышленный Интернет вещей. Все три направления развиваются одинаково эффективно, однако блок мониторинга в этой структуре на протяжении восьми лет является самым крупным. Проекты данного блока реализуют лучшие российские специалисты с большим проектным опытом и собственными интеграционными наработками.

Руководитель отдела интеллектуальных платформ компании “ЛАНИТ-Интеграция” Максим Гречнев утверждает, что в современном мире результаты деятельности организаций определяются уровнем качества и надежности работы всех компонентов ИТ-ландшафта. Основной путь достижения необходимого уровня — грамотное выстраивание ИТ-архитектуры за счет внедрения систем мониторинга ИТ, которые помимо всего прочего, дают возможность измерять показатели устойчивости систем и ставить цели по их улучшению.

Кроме того, данные системы позволяют вовремя выявлять сбои в работе ключевых объектов мониторинга: инфраструктуры, ИТ-услуг, программ, цифровых и сетевых сервисов и построенных на их основе бизнес-процессов. Данные с объектов в режиме реального времени передаются системам мониторинга, которые на основе комплексного анализа способны определять корневую причину неисправности, а также оперативно исправлять ее. Функциональные возможности систем способствуют увеличению качества услуг и цифровых продуктов, а также минимизации технических сбоев, которые могут привести к сокращению прибыли, возрастанию репутационных рисков, а также уходу сотрудников и клиентов к конкурентам.

Максим Гречнев выделил три основных класса решений для ИТ-мониторинга: инфраструктурный, мониторинг приложений и зонтичный.

Первый, объяснил эксперт,  используется для контроля классической инфраструктуры – коммутаторов, маршрутизаторов, серверов, систем хранения данных и различных корпоративных сервисов. Инфраструктурный мониторинг отличается большим разнообразием зрелых решений, а продукты Open Source по качеству и эффективности идентичны платным аналогам.

Главной задачей мониторинга производительности приложений является отслеживание взаимодействия пользователей с приложениями, влияния всех производимых транзакций на работу инфраструктуры, а также отклонений ее производительности. Стремительное развитие данного вида связано с популяризацией облачных технологий и разработкой большого количества новых приложений. “Если в компании есть собственная разработка или ее инфраструктура полностью размещена в облаке, этот инструмент будет ей необходим”, — подчеркнул Максим Гречнев.

В зонтичном мониторинге данные из всех использующихся в компании систем мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой собираются в едином центре. “Если сбой или неисправность возникает на стыке ответственности, команды тратят непозволительно много времени на анализ проблемы, начинается “перекидывание мячика”, а в итоге – потеря клиентов и денег”, — уточнил Максим Гречнев.

Благодаря зонтичным системам специалисты могут формировать ресурсно-сервисную модель на основе анализа всех ключевых показателей, отражающую состояние сервиса, а также создавать отчетность для топ-менеджмента и ИТ-директоров.

Текущая мировая ситуация сформировала потребность в замене иностранных систем мониторинга отечественными аналогами. Доступных зарубежных продуктов на рынке стало значительно меньше, однако использование отечественных аналогов решает 90% актуальных задач мониторинга. Дефицит, по словам Максима Гречнева, наблюдается только в части инструментов дополнительной функциональности.

Также эксперт считает, что необходимым условием для трансформации мониторинга является наличие ресурсов и поддержка команд эксплуатации и руководства организаций: “Однозначно всем без исключения понадобятся желание и ресурсы внутри самой организации-заказчика. Если поддержки не будет, то и внедрить систему не получится. Нельзя просто взять и попросить создать систему мониторинга, и из “коробки” ни одна система мониторинга тоже не работает. А если внедрить простой мониторинг без поддержки команд, на следующий день он может “умереть”, потому что им не будут пользоваться”.

Когда первый пункт выполнен и поддержка получена, встает вопрос выбора решения: “Тут я за поступательный подход. Во-первых, выписать для себя цели и задачи, которые надо достичь. Исходя из этого, определиться с классом системы мониторинга”, — добавил Максим Гречнев.

В процессе выбора конкретного инструмента вендора участвует ряд факторов: бюджет компании, функциональные возможности, а также наличие штата поддержки и развития системы, готового перенять экспертизу интегратора.

Максим Гречнев обратил внимание на две основные тенденции развития рынка систем ИТ-мониторинга. “Первая заключается в том, что все чаще приходится слышать в связи с мониторингом слово “платформа”. Это значит, что игроки на рынке развивают свои продукты, захватывают новые сегменты. Например, вендор инфраструктурного мониторинга пытается создать систему зонтичного мониторинга или наоборот”, — отметил эксперт. Также, по его мнению,  современная “платформенная” волна отличается от аналогичного тренда десятилетней давности более плавным, поступательным и органичным развитием платформ.

Вторая тенденция — движение разработки ПО в сторону открытости и универсальности. “Открываются коды, выкладываются в публичный доступ инструменты взаимодействия, отдельные компоненты или даже целые продукты. Всё это повышает доверие к производителю, совместимость с другими системами и возможности кастомизации самим пользователем, развивая вокруг продуктов целые сообщества”, — заключил Максим Гречнев.