На сегодняшний день в России не работает механизм правового регулирования публикации и написания негативных отзывов «на заказ», пишет «Новая газета». Недобросовестная игра бизнес-конкурентов часто включает в себя именно такие методы, поэтому профессиональные авторы негативных комментариев чувствуют себя абсолютно спокойно. Наибольшую опасность «черный маркетинг» зачастую представляет именно для владельцев малого и среднего бизнеса, которые за неимением достаточных ресурсов не могут выдерживать шквал заказного негатива.
Михаил Фадеев, сооснователь рекламного агентства AMP, советует воспринимать отзывы в Сети с изрядной долей скепсиса. По мнению эксперта, большая часть людей, оставляющих отзывы, не смогли самореализоваться нигде, кроме как в написании негативных постов.
Впрочем, несмотря на это такие отзывы пользуются огромной популярностью, что привело к массовому созданию фирмами различных департаментов и служб по работе с клиентами.
Основной мишенью «чёрных маркетологов» стали онлайн-магазины и небольшие компании, работающие, в основном, в сфере обучения, финансов, недвижимости. На сегодня в бизнес влиты уже значительные финансовые средства, а поэтому данная категория игроков становятся лёгкой жертвой атак, поскольку не имеет, в отличие от крупного бизнеса, серьезных административных ресурсов для содержания штата квалифицированных юристов. Не удивительно, что площадки, предоставляющие возможность испортить репутацию конкурентам, пользуются популярностью и имеют неплохие барыши.
Фадеев подчеркивает: механизм регулирования этого сегмента крайне необходим. Площадки, которые следят за своей репутацией, предпринимают попытки борьбы с малоадекватными персонажами или откровенно проплаченными троллями – на них комментатору необходимо привязать свой аккаунт к соцсетям, номеру мобильного телефона, приложить фотодоказательства и чеки. Впрочем, при наличии желания все это можно обойти. Фадеев предлагает вариант решения проблемы — в прошлом году было анонсировано появление сервиса, привязывающего аккаунты к порталу «Госуслуги». Этот способ идентификации пользователя послужит для многих сдерживающим фактором – не каждый рискнет «открыть лицо» для публикации откровенно заказного, подложного отзыва. Фадеев считает, что такой подход откроет путь к конструктивному решению проблем.