Как сообщает информационно-аналитический портал Информ-24, в Махачкалинском морскому порту по итогам января текущего года на 79,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. снизился грузооборот по перевалке наливных грузов. Похожая тенденция наблюдалась и в прошлом году. Иностранные и отечественные компании в массовом порядке отказываются от перевалки нефти в этом порту. К примеру, российская компания «Лукойл» фактически отказалась от Махачкалинского порта в пользу азербайджанского маршрута. Причины? Никому не хочется быть ограбленным, причем неоднократно. Достаточно привести статистику «Транснефти»: только у туркменских грузоотправителей на протяжении ряда лет потери в Махачкалинском морском порту достигали 7-кратного превышения допустимого лимита. В 2013 г. они составили 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%. А только за первый квартал 2016 г. этот показатель уже достиг в 1,43%.
Здесь следует привести слова Омари Омариева. Гендиректор ООО «Каспиан Сюрвей», занимавшейся проверкой качества и количества поступающей нефти из танкеров в порт, в 2013 г. подробно рассказал, как компания «Дагнефтепродукт» (она владеет нефтеналивными терминалами в Махачкале, нефтехранилищами и частью трубопровода от хранилищ до магистрального трубопровода «Транснефти») ворует нефть, а изъятые объемы компенсирует водой и отходами нефтепереработки. Сокрытие преступления она осуществляет подписанием недостоверных актов о качестве продукта. Стоит отметить, что после своих откровений Омари Омариев был вынужден сбежать из страны.
Для переработки сырой нефти в низкокачественное топливо на территории «Дагнефтепродукта» построено несколько мини-НПЗ, так называемых «самоваров». По сути, было создано целое производство, позволяющее перерабатывать в конечный продукт изъятую нефть. Его существование на протяжении столь длительного времени объясняется тем, что владеют этим бизнесом обладающие огромным административным ресурсом люди. «Дагнефтепродукт», и «самовары» «Дагнотеха» принадлежат семье бывшего спикера парламента республики Дагестан Магомед-Султана Магомедова, который в свое время приватизировал «Дагнефтепродукт» за «всего лишь» 300 млн. рублей.
Стоит добавить, что реализация низкокачественного топлива производится через более 600 республиканских АЗС, среди которых свыше 200 различных брендов. Причем, лицензиями Ростехнадзора на эксплуатацию опасных производственных объектов обладают немногие.