Если еще несколько лет назад внедрение цифровых продуктов было самостоятельным решением каждой компании, то сейчас этот тренд приобрел несколько другой формат. Цифровизация проникла в самые внутренние процессы логистической отрасли – это самая суть ее развития и главное условие, главный двигатель модернизации в современном смысле этого слова.
Именно поэтому недавно мы стали свидетелями создания уникального продукта для транспортной сферы – по указу президента РФ Владимира Путина и при участии российского правительства была запущена телематическая платформа «Автодата». Продукт призван собирать автомобильные данные по всей стране в их связи с внешней дорожной инфраструктурой; пользоваться им смогут не только дорожные службы, но и страховые компании, лизинговые, сами перевозчики. Иначе говоря, в России появится своеобразная база BigData по грузовым перевозкам с использованием искусственного интеллекта.
Новые подходы компаний отражаются и на взаимодействии логистов с клиентами и на их тарифных планах. В конце сентября ГК «Деловые Линии» объявила грузовой тариф flat-rate, который не зависит от расстояния перевозки, а только от веса груза. Отправить посылку весом до 10 кг, например, из Самары во Владивосток или Санкт-Петербург будет стоить одинаково. «Фиксированные тарифы на доставку «дверь в дверь» вне зависимости от километража – наш первый опыт в рамках ценообразования по flat-rate. Если эксперимент в Приволжье окажется удачным, и аудитория оценит единый тариф, то он появится и в других регионах страны», – отметили в пресс-службе «Деловых Линий».
Перевозчики задумываются также о дополнительных способах сокращения временных издержек на доставку грузов. Развиваются направления авиадоставки, а также начинают более активно использоваться ресурсы железной дороги. Подошел к завершению многолетний проект «ИНТЕРТРАН» по переводу таможенного оформления внешнеторговых грузов в электронный вид. В сентябре в порту Владивосток в торжественной обстановке ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Транспортная группа FESCO отправили группу контейнеров из Японии в Москву, оформленную полностью с помощью цифровых документов. Это позволило сократить срок оформления контейнеров в порту с пяти суток до 21 часа, заявили в пресс-службе FESCO.
Современной технологией пока могут воспользоваться только японские клиенты при импортных поставках контейнеров в режиме таможенного транзита по РФ, не подлежащих дополнительному контролю со стороны ветеринарных, фитосанитарных и других служб. На втором этапе планируется расширить использование безбумажной технологии на перевозки всех транзитных грузов из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, но о сроках его реализации не сообщается.