В настоящее время в России услуги тестирования программного обеспечения крайне востребованы, а среди главных игроков рынка существует высокая конкуренция. TAdviser обсудил с экспертами бизнеса из различных, имеющего богатый опыт в данной области, состояние сферы услуг тестирования ПО в России. Партнерами созданного TAdviser обзора выступили компании “ЛАНИТ Экспертиза” (входит в группу ЛАНИТ) и Группа Т1.
Результаты опроса продемонстрировали, что самый большой спрос на услуги тестирования ПО отмечается в сферах крупного бизнеса, в социально-значимых проектах, где наличие дефектов несет значимые репутационные и экономические риски.
На сегодняшний день в число ключевых заказчиков услуг тестирования ПО входят финансовый сектор, ритейл, телеком, производство и госсектор.
Наблюдаемый последние несколько лет тренд на цифровизацию стимулировал рост популярности тестирования ПО. К данным услугам организации обращаются в процессе разработки и внедрения новых решений и цифровых сервисов. В этом году дополнительным драйвером развития рынка услуг тестирования стал масштабный переход на отечественные системы, в ходе которого компаниям требовалось в кратчайшие сроки решить большой объем задач, связанных с тестированием софта.
По результатам опроса TAdviser, сегодня крупные компании из финансового сектора, ритейла и телекома считают важным наращивать внутреннюю экспертизу и ресурсы в области тестирования ПО. Вместе с этим, услуги аутсорсинга остаются важным инструментом для решения ряда задач. К ним относится осуществление тестирования в экстренном режиме или проведение узкоспециализированной экспертизы, которой компания обладает в недостаточном объеме.
Тренд на инсорсинг тестирования непосредственно связан с существующим в последние годы вектором на усиление внутренней ИТ-разработки крупного бизнеса. Так, представители “М.Видео-Эльдорадо” рассказали о том, что с 2020 года объем тестирования ПО в компании вырос в 2,5 раза, что сопоставимо с аналогичными показателями внутренней разработки.
Однако услуга аутсорсинга тестирования сохраняет востребованность.
Генеральный директор “ЛАНИТ Экспертизы” Алена Горшкова выделила основные задачи аутсорсинга услуг тестирования: “Заказчики обращаются к нам, когда нужно провести масштабирование команды в короткие сроки или если загрузка специалистов по тестированию неравномерная. Аутсорсинг тестирования также привлекают, когда стоит задача выстроить процессы по автоматизированному и нагрузочному тестированию, а у заказчика нет нужной компетенции”.
В основном, тестирование ПО нацелено на отслеживание ошибок и обеспечение соответствия программного продукта требованиям. Однако, по словам руководителя отдела Центра компетенций прикладных решений Т1 Интеграция Анастасии Ауловой, не менее важной для заказчика является возможность выявлять и предотвращать возможные технические и репутационные риски.
По словам Анастасии Ауловой, в ближайшее время востребованность услуг по тестированию сохранится, а массовый переход на отечественные решения приведет к расширению числа заказчиков за счет привлечения новых отраслей и направлений.
“Услугами тестирования ПО, как правило, всегда пользовались банки и ритейл, что давало им конкурентное преимущество. Сейчас этот рынок значительно вырос, поскольку не только бизнес, но и государственный сектор стал активно использовать возможности тестирования”, — отметила Алёна Горшкова. Она также добавила, что исследование TAdviser крайне актуально, поскольку оно впервые детально описывает подходы российских заказчиков к выбору технологий и инструментов тестирования, модели их использования, а также раскрывает тренды современного рынка и кадровые потребности его игроков.