Одна из главных причин, почему автомобилисты все чаще задумываются о переходе на другие виды топлива – это растущие цены на бензин. Так, по данным Росстата, с начала года он подорожал почти на 5 процентов. И одна из наиболее популярных ему сегодня альтернатив – это биотопливо, или этанол, который получают из сахарного тростника и зерна,биодизель из сои и рапса, или же просто растительное масло.
Очевидная более высокая экологичностьбиотоплива под сомнения никем не ставится; больше вопросов вызывает его экономичность. На выращивание используемых культур уходит необоснованно много природных ресурсов, гораздо больше, чем экономится при отказе от сжигания бензина. Кроме того, высокое использование растений провоцирует рост цен на них и производные продукты питания. Еще один минус этанола – меньшая энергоэффективность по сравнению с бензином.
Другой вид топлива, который также может в будущем заменить бензин, – электричество. Уже немало компаний расширили свое производство и начали выпускать электрокары и гибриды, которые совмещают в себе обычный двигатель и специальную батарею. Однако цена на них гораздо выше, чем на традиционные автомобили. В июле этого года Илон Маск представил электрокар TeslaModel 3, стоимость которой – от 35 тысяч долларов, то есть от 2 миллионов рублей. В России электрокары пока менее популярны, чем в Европе, еще и по причине больших расстояний, которые не позволяют часто подзаряжать автомобиль. Более того, зимой включенный обогрев от аккумулятора резко сокращает пробег машины.
Большую популярность и, что, возможно, даже важнее – государственную поддержку – в России имеет природный газ. Баллоны с СПГ – сжиженным метаном – или КПГ – сжатым газом – устанавливаются в машинах, и такие автомобили оказываются примерно в два раза экологичнее обычных. Кроме того, в среднем газ почти в три раза дешевле бензина. Как добавляет аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, еще одно достоинство газомоторного топлива — значительное увеличение времени рабочего ресурса автомобильных двигателей примерно до полутора раз.
Многие компании уже производят машины, которые работают на газу. Так, в ЕС уже запущен специальный проект «The LNG BlueCorridors» по созданию сети криогенных автомобильных заправочных станций для заправки машин СПГ.
В Россию автомобили на газу поставляют Volvo и Scania. В июнеScania сдала в аренду 5 грузовиков российской группе компаний «Деловые Линии». Операторрассчитывает снизить затраты на горючее на 25-30% в денежном эквиваленте, отметил директор управления по экспедиционной деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров. Пока тягачи используются только на трассе М10 «Москва — Санкт-Петербург».
На строительство заправок машин СПГ и КПГ требуется немало инвестиций. По подсчетам Лукашова, на обустройство одной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции понадобится более 100 млн руб. вместе с земельным участком и подъездными путями. В этом причина недостаточно развитой инфраструктуры газозаправок и сервисов в России.
Однако правительство, кажется, намерено исправить эту ситуацию. Так, внутреннее потребление газа в качестве топлива вот уже несколько лет поддерживает и развивает Минтранс. Недавно ведомство выступило со стимулирующей программой: со следующего года планируется освобождать от таможенных пошлин импортные компоненты и оборудование для машин на газу, а также снизить налоги длякомпаний, которые используют газовые автомобили. Более того, для владельцев таких автомобилей Минтранс просит снизить транспортный налог и даже уменьшить с них сборы в системе «Платон». В такой ситуации получается странным, что ниша пока не занята крупными игроками.