Через Санкт-Петербург проходят основные транспортные пути – для перевозки как грузов, так и пассажиров. И с точки зрения логистики Северная столица играет уникальную роль и для Северо-Западного региона, и для всей России. Готовящийся новый Генплан города должен устранить недостатки транспортной модели, которые усложняют жизнь грузоперевозчикам и профильным компаниям.
Как справедливо отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич, главное конкурентное преимущество Санкт-Петербурга перед другими городами – это его географическое положение. Город находится близко к европейским странам и имеет выход к Балтийскому морю.
Старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Алексей Карчемов выделяет неоспоримые преимущества портов Балтийского моря и выхода к Северному морскому пути. Использование этой судоходной линии значительно сокращает время транспортировки грузов из Китая в Россию (до 8-10 дней), снижая затраты клиентов и перевозчиков, отмечает эксперт.
Более того, Северная столица осуществляет транзитные перевозки, и через город проходят крупнейшие транзитные коридоры: «Север-Юг» (связь между странами Балтии и Индией через Иран), панъевропейский коридор N 9 (граница с Финляндией — Санкт-Петербург — Москва — граница с Украиной) и его ответвления: Санкт-Петербург — граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой — Калининград.
Тем не менее,с точки зрения логистики и транспортной модели – есть ряд проблем, которые требуют решения в ближайшем будущем. Вице-губернатор Игорь Албинзаявил в рамках ежегодного международного Инвестиционного форума Петербурга, что представители бизнеса и власти совместно создадут новый Генеральный план Санкт-Петербурга – и в том числе сформируют новую транспортную схему.
План должен устранить главную проблему – дисбаланс между темпами развития портов, крупных транспортных узлов и смежной транспортной инфраструктурой. По мнению Александра Лашкевича, новые транспортно-логистическиеи складские центры не смогут повысить привлекательность региона. Эксперт уверен, что сначала нужен спрос на данные услуги, которого сейчас нет.
По мнению Алексея Карчемова, нужно перераспределить грузопотоки. «По причине имеющихся территориальных ограничений основные усилия должны быть направлены на качественное развитие и эффективное использование имеющейся инфраструктуры, в том числе аванпортов в рамках модернизации и оптимизации технологических процессов», — отметил эксперт.
Необходима также и оптимизация таможенных процедур.
Так, Алексей Карчемов отмечает важность коинтеграцииевропейских и российских таможенных технологий.
По мнению Александра Лашкевича, нужно продолжить развитие принципа «единого окна» — в частности, эксперт также подчеркивает необходимость автоматизации и оптимизации процессов и перехода на электронный документооборот. Благодаря этому сократятся административные барьеры и сроки принятия решений по выпуску груза на территорию и его осмотру. Также, считает господин Лашкевич, остро стоит вопрос увеличения количества таможенных постов и наделения большего количества постов полномочиями по оформлению различной специализации грузов.