Согласно результатам авторитетных исследований, рост рынка российского ПО из сферы Business Intelligence (BI) в 2022 году составит 10-12%, или даже больше, с учетом активного перехода на отечественные аналоги, который проходит при поддержке правительства страны.
Эксперты считают, что для достижения лидирующих позиций в отраслевой конкурентной борьбе компаниям, помимо накопленного большого массива данных, необходимо иметь инструменты для грамотного анализа всей микро- и макроэкономической информации. Именно эту задачу помогают решить программные продукты класса BI-аналитики.
По прогнозам MarketsandMarkets, общемировой тренд на развитие рынка BI-систем обусловит рост его объема до $33,3 млрд к 2025 году. Дополнительным фактором стимулирующим этот процесс на российском рынке станет запланированное правительством ограничение срока перехода на отечественное ПО, затрагивающее, в том числе, и частный бизнес.
Директор департамента управленческого консалтинга компании НОРБИТ (ГК ЛАНИТ) Дмитрий Сысоев убежден, что для мирового развития BI-систем важным сейчас является стремление заказчиков монетизировать накопленные массивы данных. За последние несколько лет появилось множество технологий, позволяющих быстро обрабатывать данные (например, in-memory), что дало толчок к развитию AI- и ML-инструментов, а также облегчило процесс перехода от анализа факта к предиктивному и сценарному моделированию.
По мнению Дмитрия Сысоева, сегодня российские разработчики достаточно успешно справляются с созданием BI-систем, уровень которых стремится к BI-продуктам от западных вендоров.
“Сейчас у нас на рынке есть около 40 отечественных решений, часть из них уже вполне можно считать зрелыми и смело предлагать даже самым требовательным клиентам. У других еще слишком мало опыта внедрений, таким проектам еще предстоит лечить “детские болезни”, и не все из них выживут в конкурентной борьбе. Но этот процесс идет, так или иначе все проекты развиваются, и это определенно положительным образом скажется на рынке”, — добавил эксперт.
Ухода зарубежных вендоров, по мнению директора по продвижению продуктовых решений Goodt (ГК ЛАНИТ) Ивана Лихачева, оказал серьезное влияние на рост востребованности российских BI-решений, а также на количество предложений от различных отечественных поставщиков. Вместе с тем, рынок BI-решений в России сейчас очень молодой, и для создания на базе перспективных решений полноценного рыночного продукта будут необходимы дополнительные время и инвестиции.
Иван Лихачев также рассказал, что компания Goodt не только развивает функциональные возможности аналитического решения Insight для создания бизнес-приложений на основе большого объема данных, но и активно инвестирует в его “продуктивизацию”. С этой целью Goodt расширяет партнерскую сеть, разрабатывает обучающие и маркетинговые материалы, а также организует публичные вебинары. Также, компания планирует запустить профессиональное комьюнити и предоставить доступ к облачной демоверсии Insight.
В настоящее время на российском рынке BI преобладают пять основных трендов: импортозамещение, запрос на качественную визуальную составляющую, технологический тренд, связанный со сбором больших объемов данных, использование BI-решений с целью повышения эффективности управления и переход от анализа факта к моделированию будущего. В начале 2023 года, после утверждения списков ПО для дальнейшей интеграции, в России прогнозируется резкий скачок спроса на услуги интеграторов, обладающих достаточной экспертизой и лучшими практиками, которые были накоплены ими в ходе работы над проектами по доработке базовых решений под требования конкретных компаний. Таким образом, убежден Дмитрий Сысоев, первоочередными станут вопросы совместимости ПО, использования новых операционных систем и баз данных, инструментов визуализации и обработки данных, которые ранее массово не интегрировались друг с другом.
Сегодня наибольшим спросом BI-системы пользуются в компаниях, чья деятельность давно связана со сбором и обработкой больших объемов данных: компании финансовой сферы, ритейл, нефтегазовая отрасль, провайдеры логистических услуг и крупные IT-компании. Помимо этого, BI-решения используются в государственных ведомствах и аналитических центрах, которые одними из первых начали работать с отечественными BI-продуктами и стали референсными клиентами для других индустрий. Это объясняется рядом регуляторных норм, обязывающих госведомства отдавать приоритет отечественному ПО в процессе госзакупок.
Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс отмечает, что в число ключевых факторов развития BI-систем входят кадровый потенциал компаний и уровень профессиональных компетенций IT-специалистов. В дополнение к этому Дмитрий Сысоев отметил, что дефицит IT-кадров сейчас по прежнему высок, и в ближайшее время его рост не остановится. Решение этой проблемы эксперт видит не в “переманивании” работников из компаний-конкурентов, а в развитии собственных специалистов. Он также отметил, что НОРБИТ сотрудничает с вузами, регулярно проводит обучение для своих сотрудников в региональных офисах, проводит стажировки и разрабатывает собственные программы повышения квалификации.
Выводу российских BI-продуктов на новые рынки могут также способствовать меры государственной поддержки, выработкой которых сейчас занимается Минцифры. Так, в начале сентября в ведомстве приступили к рассмотрению предложенного разработчиками “Руссофт” плана развития экспорта российского ПО.
В документе описаны следующие меры: включение экспорта IT-решений в приоритеты нацпрограммы “Цифровая экономика”, создание единого каталога платформенных решений, популяризация отечественного ПО через институты торговых представителей, службы “Цифровые атташе”, а также формирование механизма зачета входящего НДС для зарубежных поставок отечественных программных продуктов и цифровых услуг, аналогичного тому, который уже существует в отношении товаров.