Есть ли будущее у аутсорсинга логистики в России?

Журналисты «МК» выяснили, что все больше компаний и предпринимателей обращаются к аутсорсингу как к наиболее эффективному варианту оптимизации бизнес-процессов. Так, по предварительным подсчетам,  аутсорсинг позволяет сократить управленческие расходы в среднем на 10-20%. Однако если в Европе компании практически во всех сферах уже начали использовать эту схему, то в России к ней пока только присматриваются.

Аутсорсинг начали применять сначала в частных охранах предприятиях – ЧОПах, затем в бухгалтерии и переводах, а позднее – в работе с персоналом и информсистемами. Как подсчитали эксперты Института аутсорсинга США, в целом больше всего доля аутсорсинга в сфере финансов и административных функций.

На западе аутсорсинг пришел и в логистику. Так, практически все зарубежные компании уже отказались от содержания собственных автопарков и предоставили это право профессиональным транспортным предприятим. Доля аутсорсинга в автодоставке, отмечают анаитики, достигает 70-80%, и именно поэтому на грузовых терминалах в европейских странах почти не бывает очередей — нанятые грузовики забирают товары у отправителей и сами привозят на склады.

Практически противоположную ситуацию мы наблюдаем в России. На терминалах всегда много людей, в качестве отправителей можно встретить и физлица, и представителей бизнеса. Эксперты ГК «Деловые Линии», крупнейшего российского перевозчика в сегменте LTL, подсчитали, что уровень аутсорсинга в автодоставке в России едва доходит до 20%.

Казалось бы, содержать собственный автопарк – крайне неэкономично, да и обновлять его не всегда удается вовремя. Порядка 61% грузовиков на российских дорогах старше 10 лет. Кроме этого, компаниям нужно содержать еще и логиста, чтобы следить, соблюдают ливодители режим труда и отдыха и не отклоняются ли от маршрута.

Российские компании, очевидно, могли бы сэкономить – но вопрос, по всей видимости, в финансовой грамотности и традициях управления «крепких хозяйственников». По стоимости аутсорсинг можно сравнить с затратами на самостоятельную доставку, нофинансовые и трудовые расходы на него все равно меньше, чем расходы на содержание собственного автопарка. Но главный плюс дляперевозчиков, отмечают аналитики, – это скорость. «Учитывая, что большая часть компаний сейчас работает в условиях жестких дедлайнов и огромного количества заказов, выгоднее заказать перевозку на аутсорсе, которая сможет подстроится под нужды и график клиента», — подчеркивает аналитик АЛОР БРОКЕР Сергей Королев. «И в этом случае компания экономит не только время, но и реальные деньги — если сроки доставки были бы сорваны ее водителем, она бы была вынуждена платить штрафы или уже сразу договариваться с клиентами на предмет растянутых сроков доставки», — считает Королев.

Неприятие аутсорсинга в автоперевозках в России никак не объяснить логически. Следовательно, ситуация может измениться вскоре к лучшему – и это коснется и отправителей, и рынок грузоперевозок в целом, и, кроме того, поможет разгрузить дороги.